Геотекстиль для дороги: для чего нужен и какой геотекстиль выбрать для дорожных работ

Длительная эксплуатация дорог с сохранением качества покрытия – серьезная проблема. Одна из важных задач – тщательно сформировать слои основания, не допустить вымывания песка и гравия из насыпи, а также их проседания. Геотекстиль для автомобильных дорог помогает решить этот вопрос надежно и без существенных затрат.
Геотекстиль для дороги представляет собой полотно, выполненное по нетканой технологии, при которой полипропиленовые волокна скрепляются между собой механическим (иглопробивание) и термическим (сваривание) способом. Это прочный, долговечный и устойчивый к внешним воздействиям материал, который используется для армирования, удержания от вымывания песка и распределения нагрузки на грунт.
При использовании геотекстиля для дорожных работ можно снизить толщину слоев подсыпки, устраняется опасность проваливания насыпи. Также материал не дает дороге просаживаться под весом тяжелых грузовиков, а также плыть в местах массовой остановки транспорта.
На вопрос зачем нужен геотекстиль для дороги легко отвечает тот факт, что в нашем климате дороги, построенные по старой технологии, уже через 8-10 лет эксплуатации требуют ремонта. Появляются неровности, ямы в твердом покрытии, каверны, трещины в асфальте. Введение в конструкцию дороги геополотна, а также георешетки в несколько раз увеличивает продолжительность эксплуатации трассы без необходимости текущего ремонта.
Важная особенность геоматериала – он позволяет строить дороги в местах, где грунт имеет высокую пластичность, низкую несущую способность, близко к поверхности находятся грунтовые воды. Раньше для укрепления полотна приходилось использовать дорогостоящие приемы или вообще обходить такую местность, но введение геополотна позволило решить эту проблему просто и без дополнительных затрат.
Особенности укладки
Перед строительством дороги, удаляется часть грунта, затем ложе будущей дороги выравнивается и уплотняется. Желательно прямо на грунт уложить геотекстиль для дорожных сооружений. Полотно в этом случае препятствует вдавливанию щебня в грунт, что особенно важно, если он имеет малую несущую способность. Полотно удерживает балласт из щебенки и не допускает проседания насыпи.

Поверх геополотна насыпают слои щебня и песка, при этом обычно эти слои также разделяются геополотном. Благодаря преграде из синтетической ткани щебень не перемешивается с песком. Также в случае проникновения в насыпь влаги во время ливней, затопления, обильного таяния снегов, она не может захватить с собой частицы песка, что иначе может привести к появлению под асфальтом глубоких каверн. Синтетическое полотно легко пропускает жидкость, но задерживает песок, выполняя функцию дренажного фильтра.
Отвод влаги не дает ей скапливаться в песчано-щебеночной подушке под дорогой, благодаря чему при промерзании зимой дорожное покрытие не вспучивается из-за расширения льда.
Геотекстиль для строительства дорог становится надежной преградой, не дающей прорасти семенам дикорастущих растений.Использовать геотекстиль для дороги из щебня также желательно. Полотно не позволяет грунту после дождя поглотить щебень, обеспечивает дренаж и делает гравийную дорогу долговечной. Причем при наличии геополотна не потребуется в дальнейшем подсыпать проезд, чтобы избавиться от ям, а равномерное распределение давления по площади приводит к тому, что дорога может выдержать увеличенную нагрузку.

Какой геотекстиль использовать для дороги
Нужно разобраться, какая плотность геотекстиля для дороги подойдет. Конкретные характеристики зависят от типа трассы. Материал выпускается с плотностью от 20 до 600 г/м2, но для дорожного строительства применяют более плотные сорта с учетом того, что автотранспорт создает достаточно сильные нагрузки на дорожное полотно:
- 250 г/м2 – минимальное допустимое значение, такое геополотно используют для прокладки проездов в жилой застройке, предназначенных для движения в основном легковых авто;
- 300 г/м2 – полотно с такими характеристиками используют для обустройства парковочных зон, а также для дорог общего пользования, которыми пользуется как легковой, так и грузовой транспорт;
- 350 г/м2 – материал предназначен для прокладки магистралей, включая трассы федерального уровня;
- 500 г/м2 – самый плотный геотекстиль для дорог, его лучше применять при строительстве магистралей с высокими нагрузками, например, скоростных дорог.
Какой геотекстиль для дороги выбрать
Обустройство покрытия для автодорог требует тщательного выбора геотекстильного материала. Только в этом случае он будет эффективно выполнять свою задачу. Правильный подбор полотна позволяет снизить финансовые затраты на строительство объекта.
Распространенная ошибка – выбор максимальной плотности геотекстиля для дороги. На самом деле тип полотна зависит от конкретного случая. Не менее важны и другие свойства, которые зависят от типа подстилающего грунта, состава слоев подушки и их толщины.
Например, если стоит задача эффективного отвода воды, то необходимо использовать иглопробивной материал, задачи армирования полотна лучше выполняет термоскрепленное полотно.
В основном для дорожных объектов применяют иглопробивное полотно. Предпочтение обуславливается повышенной эластичностью материала. Благодаря этому свойству он лучше выдерживает динамические нагрузки, свойственной транспортной инфраструктуре.
В целом для транспортных объектов лучше всего подходит геополотно со средним показателем плотности в 300-500 г/м2, при меньших значениях текстилю не хватает прочности, при больших значительно возрастают затраты на строительство. Выбор определяется такими факторами, как:
- вид покрытия трассы;
- тяжесть транспортных средств;
- интенсивность движения и др.
Применение геотекстиля для дорожного строительства благоприятно сказывается на сроке службы объектов, снижению затрат на обслуживание, сохранению качества покрытия, а также на оптимизации движения транспорта.